Вначале надо объяснить, что такое тюнинг, почему так называется, и откуда взялся. Слово «тюнинг» пришло к нам из английского языка (tuning), и означает «настраивать, переделывать». Таким образом, это настройка какой-то вещи под ваши требования. Соответственно, тюнинг автомобиля – это настройка его ходовых и эксплуатационных качеств согласно вашим требованиям. Самому вовсе не обязательно заниматься автомобилем, есть фирмы, которые занимаются этим профессионально.
Но откуда взялось это направление? Так сложилось исторически... Люди всегда стремились хоть как-то отличаться от других людей. Это стремление есть у каждого человека, но в прошлом обыкновенным людям сложно было выделиться из толпы. Да что там средневековье – даже в двадцатом веке это оставалось трудноосуществимым делом для обычного человека. В конце позапрошлого и начале прошлого века автомобиль пришел на смену повозке с лошадьми. Но строился он точно по такому же принципу – на жёсткую раму надевался кузов, который практически не отличался от каретного. Даже типы кузовов остались теми же! Тогда многие бывшие каретостроители, переквалифицируясь, по заказу клиентов стали производить кузова для голых шасси. Иногда среди моделей высшего класса невозможно было найти машину с заводским кузовом – это считалось неприличным. Наибольшего расцвета кузовостроение достигло к началу Второй мировой войны, а после неё сошло на нет, поскольку спрос на эксклюзивные автомобили упал. Возродить понятие «тюнинг» помог автоспорт. В разорённой Европе не все могли позволить себе ездить на Мерседесах и Феррари в гонках и на работу, и появились серии, в которых гонялись на Фиатах, Рено и БМВ. Денег конструкторам не хватало и они стремились продавать наиболее удачные разработки на сторону. С другой стороны, фанатам тоже хотелось ездить на таких же машинах, как и их кумиры. Возникали фирмы, занимавшиеся установкой запчастей от спортивных машин. Так и возник современный тюнинг в его понимании – доводка готового автомобиля. Но развитие понятия на этом не остановилось. Как в любом удачном начинании, сфера деятельности начала расширяться быстрыми темпами. Тюнинг сегодня не заключен в понятие «тюнинг механизмов», он возможен для любых деталей или узлов машины. Образованы целые национальные направления – немецкий тюнинг, английский, американский... Конечно, любое изменение любых деталей сложно загнать в какие-то рамки, но можно поделить тюнинг на направления. Тюнинг экстерьераМногогранность этого направления хорошо отражают московские улицы. Здесь есть место и навороченным монстрам, у которых только очертания выдают модель-прародительницу, и безвкусным подделкам под БМВ и Мерседес на базе моделей ВАЗа. Вообще, тюнинг можно сравнить с модой на одежду, не было в ней элемента, которого не касалась рука дизайнера. Точно также и в мире автомобилей... Основному тюнингу в автомобилях подвергаются бамперы, причём как с функциональной, так и с эстетической целью. Кому-то нужны противотуманки, кто-то хочет улучшить внешний вид автомобиля за счёт «грозного» переднего бампера, который пастью воздухозаборника напоминает глубоководных рыб... Задний бампер тогда украшается диффузором. Фирменные комплекты обычно продуваются в аэродинамических трубах, и после установки их на машину существенного нарушения аэродинамики не происходит. Столь же популярны спойлеры, которые в нашей стране устанавливаются даже на «копейку». Передний спойлер устанавливается на передний же бампер, и служит средством дополнительного прижатия управляемой оси автомобиля к дороге под воздействием набегающего воздуха. Конструкции спойлера делятся на два вида – интегрированный в передний бампер и выполненный в виде накладки под бампером. Исполнение заднего спойлера сейчас возможно в сотнях вариантов – это и скромный обтекатель, и гигантское «антикрыло». Стандартная конструкция обычно выполнена стационарной, но в серьёзных разработках спойлер выполняется регулируемым. Для некоторых моделей, вроде универсалов и микроавтобусов, задний спойлер снижает лобовое сопротивление, направляя часть воздуха за машину и уменьшая аэродинамический мешок за ней. Тюнинг фар по минимуму – это накладки на них, создающие впечатление «нахмуренного взгляда фар». Более конструктивные предложения включают в себя установку новых мощных фар, механизмов их поворота и установку ксенона. Капот изменяется также под воздействием спортивного опыта – в нём прорезаются окна для вытяжки горячего воздуха из-под капота. Иногда (при установке турбины) на капот устанавливается воздухозаборник для подачи к ней воздуха. Особо продвинутые фирмы, вроде Hamann, в капоте прорезают окно в стиле Ferrari для наблюдения за двигателем. Различные отверстия в крыльях, воздухозаборники и «жабры» обычно не несут смысловой нагрузки. В тюнинг они пришли из автоспорта, где выполняют роль подачи холодного воздуха к нагретым агрегатам и отвод от них горячего. На машине, где механизмы не загружены на 110%, они не нужны, и смотрятся пижонством. Многие часто при тюнинге обходят стороной зеркала заднего вида, ограничиваясь лишь установкой на них поворотников. Между тем улучшив зеркала, можно не только улучшить обзор из машины, но и уменьшить Cx, и снизить шум при большой скорости. Установка колёсных дисков часто воспринимается как нечто очень важное для тюнинговой машины, улучшающее её управляемость, но как во всем тюнинге, в установке колесных дисков надо знать меру. Сейчас доступны диски даже 26”-го размера, но установка колёс такого диаметра неизбежно влечёт за собой резку крыльев и настройку подвески. Шины таких диаметров не делаются высокопрофильными, соответственно, они не амортизируют толчки, а передают их на колёса. Помять диск большого диаметра на низкопрофильной шине можно легко, а вот исправить повреждения сложно. Обычно не трогают при тюнинге двери и крышу. Это объясняется сложностью их доработки с учётом требований безопасности. Крупные западные тюнинговые фирмы уже освоили установку дверей в виде «крыльев чайки» и «ножниц Ламборджини». К бесполезным тюнинговым «прибамбасам» относятся полное затемнение стекол по кругу (как минимум, снижающее обзорность), установка ламп под днище и монтаж на колёса вращающихся дисков. Тюнинг интерьера Абсолютное большинство владельцев автомобилей вполне удовлетворено стандартным салоном своей машины, но есть люди, которым хочется, чтобы их машина была запоминающейся и изнутри. В этом им готово помочь гигантское количество фирм, производящих и устанавливающих различные элементы интерьера. В тюнинге интерьера, кроме незначительных изменений для большего удобства, заметны два основных направления. Первое направление – оформление салона в спортивном стиле. Такая переделка включает в себя следующие изменения машины изнутри: анатомические сиденья, многоточечные ремни безопасности, установка новых датчиков и приборов. Стандартный руль обязательно заменяется на меньший по диаметру. Но многим вполне хватает металлических полированных накладок на педали и рычаг коробки передач, на радикальную переделку салона решаются единицы. Второе направление – это придание машине дополнительного комфорта. В таком случае салон полностью заменяется на новый. Новые сиденья обтягиваются кожей, часто двух и более цветов, передняя панель также обтягивается кожей с добавлением дерева и хрома. Если машина изначально не оснащалась элементами, создающими уют – шторками, столиками, и т.д., они могут быть установлены в машину. В результате показатель комфорта такой тюнингованной машины вполне может дотянуть до интерьера представительского автомобиля. Мультимедиа-система в автомобиле – это отдельный объект тюнинга. Существуют машины, цена вложений в аудиосистемы которых превысила цену стандартной модели. Предложение на рынке различных магнитол, динамиков, сабвуферов и усилителей настолько велико, что описать даже названия становится невероятно трудно. Нет предела выбору и различных устройств визуального вывода информации – в машины устанавливаются DVD-плейеры, видеоприставки, телевизоры и даже компьютеры. Тюнинг шассиСюда относится и скромный тюнинг Лады с помощью чиповки двигателя, и создание фирмой Брабус 640-сильных монстров дорог на базе моделей фирмы Mercedes. Соответственно, на рынке масса предложений по улучшению ходовых качеств любых машин – от «Оки» до BMW. Шасси – это и подвеска, и тормозная система, и рулевое управление, и двигатель вместе с трансмиссией, и даже остов кузова (для машин с несущим кузовом). Есть фирмы, которые специализируются только на двигателе или только на тормозных механизмах, а существуют крупные фирмы, продающие комплекты для тюнинга всего шасси какой-то модели в массовом порядке. Двигатель обладает десятками точек приложения умелых рук. Тюнинговать современный двигатель значит выбирать между десятками вариантов. Начать можно с установки чипа с новой программой управления, а закончить – присоединением компрессора или турбины, а то и заменой двигателя на гоночный агрегат со сверхлёгкими поршнями и воздушной системой охлаждения. Минимум средств вкладывается в чип-тюнинг двигателя: маленькая микросхемка может повысить отдачу двигателя на 10%, изменяя программу управления двигателем. Обычно к этому добавляется и фильтр пониженного сопротивления, который не мешает проникнуть в цилиндры большему количеству воздуха. Следующая ступень доработок – это установка новых систем впуска и выпуска, систем управления двигателем (такие системы могут управлять различными параметрами работы двигателя, в том числе и получая вводные от водителя), применением новых комплектующих, включая поршни и коленвал, сцепление и генератор... Эти доработки проводятся фирмами серьёзными, связанными с автопроизводителем или командами из автоспорта. Наконец, самая верхняя ступень тюнинга двигателя – это радикальное изменение его типа вследствие установки компрессора или турбины, применение «нитро» (то есть впрыск азота) или применения новых материалов (вроде титана и углепластика). Это самый дорогостоящий этап доводки серийной модели, а не только двигателя. Столь же масштабной доработке должно подвергнуться всё шасси, чтобы соответствовать возросшему потенциалу двигателя. Коробка передач модернизируется вместе с двигателем, чтобы не возникало рассогласований в их работе. Подбираются новые пары под изменённый диапазон работы двигателя, для мощных двигателей коробка получает свою систему охлаждения. К тюнингу также относятся установка автоматических и секвентальных коробок передач вместо стандартной ручной. Несмотря на то, что тормоза можно счесть не столь важной системой, на самом деле в глобальных проектах тормозные системы по сложности не уступят двигателю. Точно также, их тюнинг можно разделить на несколько этапов, от установки на машину АБС и её настройки, до создания системы тормозов, управляемой по проводам (не имеющая жёсткой связи между педалью тормоза и колодками). Для обычной машины вполне сойдёт и увеличение диаметра тормозных дисков. Подвеска определяет очень многое – например, сможете ли вы быстро ехать на мощной машине по неважной дороге, и как автомобиль будет при этом вас слушаться. Для этого в подвеске заменяются пружины, амортизаторы, тяги и стабилизаторы. Помимо простой замены этих деталей на новые практикуется два основных типа тюнинга подвески – это её понижение и, соответственно, повышение – так называемый лифтинг. Первый осуществляется в случае повышения динамических характеристик автомобиля и служит эффективным средством борьбы с кренами в повороте и отрывами задних и передних колес в повороте, снижая центр тяжести. Еще понижение подвески помогает повысить точность управления за счёт меньшего поглощения энергии подвеской, но при этом возрастает её жесткость и снижается общий комфорт управлением машиной. Лифтинг, наоборот, повышает энергоёмкость подвески за счёт новых пружин увеличенной длины, но при этом теряется чёткость управления и повороты на лифтованной машине быстро проходить становится просто опасно. Оптимальным вариантом может стать управляемая подвеска – когда жесткостью амортизаторов и пневмоподушками кузова управляет электроника. Плавность хода, проходимость и чёткость управления в этом случае зависят только от настроек системы управления, но таким тюнингом занимаются наиболее продвинутые единицы. Тюнинг как стиль жизниДля некоторых индивидуумов тюнинг – это просто «круто», модно и должно быть у каждого уважающего себя человека. Соответственно, машины (если есть) они тюнингуют очень стандартно – поднятая задняя часть на проставках, диски в виде тазика, гигантский глушитель и наклейка на лобовое стекло «street racing». Но есть единицы, которые хотят, чтобы автомобиль являлся частицей их собственного мира, не такого, как у всех. И именно автомобили таких людей становятся звёздами на автошоу и автовыставках, главными героями компьютерных игр и фильмов, очаровывают красавиц и пленяют неокрепшие умы юнцов. Но создатели этих машин от рождения не такие как все, пусть даже это и не заметно внешне. У них особый взгляд на мир, и их автомобиль – это отражение их внутреннего мира. Кроме того, скопировав такую разработку, не удастся добиться нужного эффекта – ведь это будет «машина как у ...». Поэтому не надо копировать чужие разработки, ведь тюнинг как мир, бесконечен – используйте свою фантазию! |