Не получится ли так, что те инвесторы, с которыми МЭРТ заранее вело переговоры по подготовке проектов, окажутся в более привилегированном положении по сравнению с другими конкурсантами? Нет. Ранее обсуждались не конкретные заявки, а сама возможность финансирования регионального проекта из бюджета независимо от инвестфонда. То, что государство занимается инвестиционным процессом уже более десяти лет (независимо от того, есть инвестор или его нет), всем известно и очевидно. Есть инструменты государственной инвестиционной политики. А с появлением инвестфонда впервые были определены критерии отбора проектов.
О каких проектах может идти речь?
Позиция МЭРТ заключается в том, чтобы эффективно потратить средства инвестфонда на объекты инфраструктуры, на базе которых бизнес построит заводы, фабрики и т. д.
Верно ли, что те, кто раньше начал продвигать свой проект, имеют большие шансы получить деньги из инвестфонда?
Не совсем. Заявки будут отбираться не по критерию достаточности или недостаточности средств, а по критерию наибольшего вклада в экономический рост. Соответственно, кто быстрее подаст заявку, тот быстрее сможет получить экспертную оценку и при положительном результате сможет рассчитывать на господдержку. Все проекты, которые поступят до 20 мая, будут рассмотрены 14 июня в рамках Санкт-Петербургского экономического форума.
Что именно следует указать в заявке?
В заявке должна быть представлена финансовая модель проекта с прогнозами всех доходов и расходов. Также к заявке прилагается заключение инвестконсультанта, который должен подтвердить все расчёты инвестора. На основании этих данных и при необходимости расчётов независимого инвестконсультанта МЭРТ будет оценивать проект с учетом нескольких количественных коэффициентов.
Например, эксперты определят бюджетную эффективность, то есть вклад проекта в рост бюджетов всех уровней.
Также просчитывается вклад проекта в валовый региональный продукт, то есть по сути будет проводиться всесторонняя количественная оценка. Правительство должно убедиться в том, что без государственной поддержки проект реализовать невозможно, что инвестор не может пойти в банк и привлечь деньги.
Какие нюансы необходимо учесть компании при составлении бизнес-плана?
Для бизнес-планов нет определенных требований. В них необходимо отразить суть проекта, анализ сырьевых, макроэкономических и политических рисков. Документ должен содержать в себе экономическую часть, то есть прогноз доходов и расходов проекта, и маркетинговый план. Эксперты, оценивая такой бизнес-план, должны получить ответ на вопросы, почему предприниматель считает, что то, что построено, будет загружено, а то, что произведено, будет иметь своего покупателя.
Верно ли, что один и тот же проект может одновременно претендовать на получение средств из инвестфонда и на статус особой экономической зоны (ОЭЗ)?
Проекты промышленнопортовых ОЭЗ могут рассматриваться по критериям ОЭЗ, а также с позиции инвестора, желающего развивать портовую инфраструктуру. Инвестор сам должен решить, нужен ли ему статус компании ОЭЗ, претендующей на ряд преференций, либо ему нужны деньги на условиях соинвестирования с государством.
Если говорить про инвестфонд, то правительство жёстко спросит за действия инвестора, то есть сначала инвестор должен построить инфраструктуру, и только после этого государство выделит деньги.
Определены ли уже инвестбанки, которые займутся оценкой проектов, претендующих на финансирование из средств инвестфонда?
Претендентов было немного. МЭРТ провело переговоры с каждым из 14 инвестбанков. В итоге отобрано два банка: UBS Advisory Services и ING Bank.
Какова позиция МЭРТ по поводу создания Банка развития?
МЭРТ считает целесообразным создание банка развития в формате госкорпорации. Такая корпорация не заинтересована в максимизации прибыли, поэтому она может инвестировать в проекты с более длительными сроками окупаемости и с меньшей доходностью, чем коммерческая компания. При этом корпорация сама может управлять банками, используя их как инструмент инвестиционного кредитования в качестве поддержки малого бизнеса.
Также она может выступать и в роли инвестора или соинвестора, например, наряду с инвестфондом привлекать заемное финансирование.
Основная идея – корпорация не несёт коммерческих рисков, и поэтому рейтинг её инвестиционной привлекательности будет эквивалентен суверенному рейтингу.
Мы не говорим, что именно госкорпорация должна создаваться на базе ВЭБа, она должна создаваться с использованием активов этого банка.
Есть поручение правительства, по которому МЭРТ должно согласовать концепцию создания Банка развития с Минфином и Центральным банком (ЦБ). Принципиальных разногласий нет, поэтому я полагаю, окончательная версия документа в ближайшее время будет внесена в правительство.
Первоначально планировалось, что Банк развития станет некой платформой, через которую будет идти госфинансирование проектов инвестфонда.
Нет, это ошибочное мнение.
В правительство уже направлен законопроект, определяющий размер ставок выкупа земли под промышленными предприятиями. Однако в нем не предусмотрена рассрочка по платежам, на чём настаивал бизнес.
Окончательное решение по поводу предоставления рассрочки выкупа земли ещё не принято, но, я думаю, в ближайшее время правительство расставит все точки над «и». Это вопрос доверия бизнесу. Если мы говорим о рассрочке, то компания лишается возможности претендовать на право собственности сразу же.
Но можно предусмотреть любую форму купли-продажи земли. С другой стороны, у государства нет уверенности, что компания, заплатив по первым платежам, потом не будет задерживать деньги или вообще откажется платить. Обращаться по каждому делу в суд? Это создаст множество проблем.
Государству необходимо понять, насколько рассрочка по выкупу земли послужит для того или иного предприятия стимулом. На мой взгляд, с учётом снижения цены выкупа цена вопроса земли в масштабе всей страны – $3 млрд. Это даже меньше суммы инвестпрограммы любой монополии на год. Я думаю, мы договоримся с бизнесом.