Правду говорят — русские и американцы очень похожи. В ментальном смысле, разумеется. Особенно это заметно, если подумать о чём-то большом и серьёзном, космической деятельности, например. Причём, порой, мы с достоверностью зеркала копируем проблемы друг друга. Вот самый последний пример.
Ещё вчера никому и голову не могло придти сомневаться относительно перспектив отечественной многоразовой транспортной космической системы. Несколько последних лет Роскосмос говорил о том, что её основу составит космический корабль «Клипер». Только ради соблюдения формальностей в начале текущего года объявили конкурс на разработку и производство корабля для этой системы. Но всем уже давно было ясно, что недосягаемым фаворитом является ракетно-космическая корпорация «Энергия» с проектом «Клипер». Десятки раз публиковались тактико-технические характеристики корабля, его макеты демонстрировались на выставках и салонах от Токио до Парижа и Берлина. Казалось, вот-вот и вперёд! Напротив, ещё вчера мы практически ничего не знали о соответствующем проекте американцев, которые намереваются построить по программе «Созвездие» многоразовый корабль CEV (Crew Exploration Vehicle) для полётов к МКС и далее, на Луну и Марс.
В одночасье всё изменилось. В конце июня, выступая на аэрокосмическом салоне в Фарнборо, руководство Роскосмоса вдруг объявляет о приостановке конкурса и переходе на многоэтапный принцип создания космического транспортника. Во главу угла ставится теперь старый, но испытанный временем орбитальный аксакал — корабль «Союз». Зато теперь — полная ясность с американским кораблем. Даже название придумали: «Орион».
Из начальной алгебры знаем, что решить линейное уравнение типа Х + 5 =10 можно только при одном неизвестном. Похоже, американцы в ладах с элементарной математикой. Согласно насовской трактовке, всё ясно и понятно. Если к двум аэрокосмическим гигантам — Lokheed Martin и Northrop Grumman совместно с Boeing, которые претендуют на первенство в «Созвездии», приложить миллиард и сто миллионов долларов, выделенных на разработку и производство корабля до 2012 г, то, как раз и получим искомый «икс» — «Орион».
Что касается отечественной программы, т. е. её новой редакции, то вывести даже приблизительное уравнение на сегодняшний день не представляется возможным. Вот выдержка из интернет-брифинга руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, который 24 июля попытался разъяснить столь резкий поворот в сюжете под названием «Российская транспортная космическая система».
"… Предложенная конкурсантами динамика затрат на выполнение ОКР (опытно-конструкторские работы по перспективному кораблю, в частности, «Клиперу») по годам существенно отличается от показателей Федеральной космической программы России на 2006—2015 годы, что не может быть реализовано без существенных изменений этой программы.
С учётом изложенного изучив представленные конкурсантами материалы, было обращено внимание на предложение ОАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королёва по созданию перспективной космической транспортной системы в два-три этапа.
На первом этапе предлагается совершенствование и модернизация на основе технических решений космического корабля «Союз», зарекомендовавшего себя за 40-летний период эксплуатации при высокой степени надёжности и относительно низкой стоимостью доставки одного члена экипажа на борт орбитальной станции. С нашей точки зрения, работы по модернизации должны быть проведены таким образом, чтобы усовершенствованный корабль «Союз» мог совершать не только орбитальные полёты, но и полёты к Луне, что позволит провести отработку новых технических решений и испытания бортовых систем для использования на последующих этапах разработки корабля нового поколения.
По результатам проведённой работы по первому этапу можно принимать решения о типе корабля следующего поколения, если таковой потребуется». Даже быстрый взгляд на приведённый отрывок позволяет говорить, по крайней мере, о трёх «неизвестных».
Первое, — конечно, деньги. Оставим на совести Роскосмоса прямой геноцид русского языка. Но, продравшись сквозь «динамику затрат по годам» и «показателей», понимаем, что денег на «Клипер» не было и нет. Странно. О новом корабле речь идёт уже давно. Достаточно давно, чтобы ещё год назад подставить его натурный макет на аэрокосмическом салоне МАКС-2005 в подмосковном Жуковском под объективы десятков журналистов и сотен туристов. А чуть позже правительство специальным постановлением от 22 октября за номером 635 утверждает Федеральную космическую программу России. Подраздел же этой программы «Пилотируемые полёты» прямо говорит нам, что «… предусматриваются мероприятия по созданию космического корабля нового поколения».
Получается, что корпорация «Энергия», да и все остальные делали заведомо то, на что средства и не собирались выделять. Или собирались, но так, что пришлось говорить о «существенном изменении» Программы. По моим данным, «Энергия» оценила проект «Клипер» в миллиард долларов. Вспомним, кстати, американский 1,1 миллиард. Но в «Программу заложили только треть этой суммы. Иными словами, предлагалось строить суперсовременный корабль без сколь либо мотивированного материального обеспечения. Однако разработать и построить космический транспорт по цене колготок, думаю, не удастся никому и никогда. Вторым неизвестным в этом паро-математическом пасьянсе является космический долгожитель — пилотируемый «Союз». Зачем вообще нужна была затея с «Клипером», если в «домашней заготовке» руководства корпорации «Энергия» всегда числился орбитер «Союз», который можно легко задрапировать под «лунник»? Правда, при условии весьма крупных затрат, согласно общечеловеческому закону дороговизны при перекраивании старого в новое.
В качестве последнего неизвестного выступает сам «Клипер», который теперь обретёт жизнь, «если потребуется». Отметим попутно, что данное «если» наводит на нехорошие мысли о перспективах модифицированного корабля «Союз» и его способностях шагать через века.
Очевидно, что «многоразовости» во главе с «Клипером» пытались достичь по принципу русского «авось». Но хорошо пропиаренная российская разработка, тем не менее, не удостоилась внимания как отечественных, так и зарубежных спонсоров.
Сегодня никто не спорит, что Россия — великая космическая держава. Тем более, никому не придёт в голову усомниться в этом, выкинь мы балласт «неизвестных» из наших программ. |