В России, в соответствии с поручением президента, под эгидой Мининформсвязи будет создано Федеральное агентство по развитию экспорта в сфере информационных технологий. По словам министра Леонида Реймана, одна из задач новой структуры — вывод разработчиков программного обеспечения (ПО) из «тени».
Свежее дыхание
Как пояснил глава Мининформсвязи, Федеральное агентство по развитию экспорта в сфере информационных технологий (ФАРЭСИТ) будет обеспечивать оказание информационной, аналитической и маркетинговой поддержки продвижению отечественных товаров и услуг в сфере IT-технологий на мировой рынок. Согласно проекту, который был направлен президенту, необходимость создания ФАРЭСИТ вызвана тем, что «экспорт в сфере информационных технологий является ведущим несырьевым экспортом в РФ». Индустрия разработки программного обеспечения, составляющая основу российского экспорта в сфере IT, выросла до $1 млрд. и развивается темпами более 30% в год.
В целом, Рейман прогнозирует, что по итогам 2006 года объём рынка информационных технологий в России достигнет $13,5—14 млрд., а объём экспорта в этой сфере — $1,8 млрд. Напомним, что в прошлом году объём рынка технологий составил чуть более $11 млрд., а объём экспорта достиг $1 млрд. против $400 млн. в 2004 году. Собственно, идея создания агентства по поддержке экспорта IT не нова. Так, с 1 января 2004 года в Ленинградской области действует региональный закон «О мерах государственной поддержки экспорта товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий». Документ, в частности, предусматривает предоставление пониженных налоговых ставок в соответствии с федеральным законодательством в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет (ставка налога на прибыль — 13%), а также предоставление годовых субвенций из бюджета области на уплату налога на прибыль в размере 50% от суммы налога на прибыль при подлежащей налогообложению среднемесячной прибыли более 1 млн. рублей. Предполагалось, что областные компании, экспортирующие подобную продукцию нелегально, с введением закона легализуют свою деятельность.
В том же году, но уже 18 ноября, вопросу поддержки экспорта ПО было посвящено заседание правительства РФ, из материалов которого можно сделать вывод о том, чем будет заниматься, чему будет «покровительствовать» и какие новации будет внедрять ФАРЭСИТ. «Государственная поддержка развития экспорта продукции и услуг в сфере информационных технологий (далее — ИТ) включает два основных направления: повышение конкурентоспособности российских компаний отрасли ИТ на экспортных рынках; привлечение в Россию ведущих мировых компаний отрасли ИТ для создания центров перспективных разработок и предоставления услуг», — говорилось в материалах к заседанию правительства.
В документе отмечалось, что «основными мерами стимулирования развития экспорта в сфере ИТ являются упрощение таможенного администрирования, совершенствование налогового законодательства, а также поддержка продвижения российских компаний отрасли ИТ на мировом рынке». «Также требуется внесение следующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации: определение услуг по разработке программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт, и определение порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость; осуществление возмещения налога на добавленную стоимость экспортёрам продукции и услуг ИТ в порядке, аналогичном для традиционных экспортёров в других отраслях промышленности, с учётом особенностей, возникающих при экспорте продукции и услуг ИТ», — указывалось в материалах.
Кроме того, отмечалась необходимость «рассмотреть возможность снижения суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для предприятий отрасли ИТ, например, в случае их размещения в технико-внедренческих Особых экономических зонах (ОЭЗ) со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности». И наконец, «следует также организовать государственную поддержку сертификации экспортёров по международным стандартам, которая может включать софинансирование расходов компаний отрасли ИТ на получение сертификатов качества по стандартам ISO 9001 и CMMi, необходимых для выхода на внешние рынки». А 11 января 2005 года на совещании в Новосибирске по вопросам развития информационных технологий уже президент РФ Владимир Путин выразил уверенность в необходимости продвижения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг. «При этом речь может идти не только об особых экономических, налоговых или таможенных режимах», — подчеркнул он. По словам главы государства, Россия может осуществить прорыв в сфере информационных технологий, поскольку в стране есть «и кадровый потенциал, и весомый научный задел». Тем временем, развитие экспорта отечественного компьютерного оборудования существенно затруднено из-за высокой конкуренции со стороны ведущих западных компаний и низкой стоимости продукции, производимой в Юго-Восточной Азии. Так, например, лидером по темпам роста в сфере услуг аутсорсинга среди развивающихся стран по-прежнему остаётся Индия. В 2003-2004 годах страна экспортировала программного обеспечения на общую сумму $12 млрд. Ожидается, что по итогам 2005 года этот показатель вырастет ещё на 30%.
И всё же мировой рынок для российских компаний-разработчиков прикладных и развлекательных программных продуктов, а также сложных комплексов программного обеспечения, встраиваемого в различное промышленное и бытовое оборудование, не закрыт. Как отмечалось в вышеупомянутом докладе, наиболее перспективным направлением развития экспорта российской отрасли ИТ может стать разработка заказного программного обеспечения для зарубежных компаний. «В данном сегменте Россия обладает следующими конкурентными преимуществами: наличием высококвалифицированных специалистов, имеющих фундаментальное образование и опыт решения сложных технических задач, и географической близостью к основным экспортным рынкам», — указывалось в документе.
В итоге, как сказано в материалах исследования, проведённого совместно НП «Руссофт» и порталом Outsourcing-Russia.com, рост экспорта из России ПО и услуг аутсорсинга растёт на 20-30% в год. Российские компании, занимающиеся экспортом IT, преимущественно на него и ориентированы. Например, в 2006 году у 44% опрошенных компаний уже появились или будут собственные офисы продаж в США. В Германии, Австрии и Швейцарии — у 21% фирм. Кстати, в Юго-Восточной Азии у российских IT-компаний нет ни одного офиса продаж. Ещё 35% заключили партнёрские соглашения с фирмами из США, а 29% — в странах Скандинавии. С другой стороны, как показывает обзор «Руссофта», в 59% компаний работает меньше, чем 50 человек, а больше 500 человек работают только в 10% фирм. По другим оценкам (маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group, DRG), в 2004 году в сферу отечественных информационно-коммуникационных технологий было направлено $4,4 млрд. российских и $1,4 млрд. иностранных инвестиций. В результате, уже в первом полугодии 2005 года темпы роста рынка составили порядка 30%, и ожидалось, что общий объём рынка к концу года составит $7 млрд. По прогнозу DRG, только суммарные расходы российских компаний на ИТ к 2007 году составят $10,31 млрд., а к 2010 году — $30-40 млрд.
При этом, уже по данным Реймана, количество персональных компьютеров в России к началу 2006 года достигло 17 млн., при этом каждый шестой россиянин пользуется Интернетом. «Общее количество компьютеров в 2005 году выросло на 16%, а общее число пользователей Всемирной сети в России достигло 22 миллионов человек», — уточнил министр на итоговой (по результатам 2005 года) пресс-конференции.
Не исключено, что в планах создания ФАРЭСИТ есть элемент межведомственного противостояния. «Пробив» формирование отраслевого венчурного фонда, который займётся финансированием исключительно проектов по созданию и развитию информационных технологий, Рейман сделал следующий шаг, «отодвинув» Минэкономразвития от законотворчества в области ИТ. Но, во многом, структура создаётся и потому, что в правительстве осознали, что пришла пора выводить IT-экспорт на «свет». «Особенность российского бизнеса IT состоит в том, что центры разработки софта находятся в России, а продажи и маркетинг — за пределами страны. На долю офшорного программирования приходится 57%», — констатирует в своём исследовании «Руссофт».
«Мы заинтересованы в том, чтобы российские IT-компании увеличивали свою капитализацию не за счёт «серых» схем, а вполне легально», — заявил глава Мининформсвязи.
Учтём также и то, что, по оценке «Руссофта», темпы роста экспорта ПО будут постепенно сокращаться. То есть, если Россия планирует иметь преуспевающую отрасль, пора и вмешаться. В существенной мере, это вмешательство следует начать с того, чтобы работать «по-белому» стало выгодно.
«Нам нужны благоприятные условия для развития отрасли ИКТ в целом, по всей стране. Для этого необходим особый, благоприятный налоговый и таможенный режим. Это и есть борьба с административными барьерами. Ведь до сих пор оформить экспорт IT-продукта с территории России и получить возмещение НДС с практической точки зрения невыносимо сложно. Это зависит от доброй воли отдельного чиновника, фактически, от административного произвола», — заявлял на прошлогодней конференции ИК «Финам» «Инвестиции в технопарки: будет ли в России своя Силиконовая долина?» директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ Олег Бяхов.
Действительно, дело в том, что специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг практически не описана в российском законодательстве, сообщил ИА «АКС-Реальный сектор» директор по исследованиям маркетингового агентства DISCOVERY Research Group Александр Болтавин. «Это приводит к сложности доказывания самого факта экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг по каждой отдельной сделке, а нет экспорта — нет налогов, — пояснил он. — Кроме того, по оценкам большинства экспертов, российским компаниям, экспортирующим информационные услуги и технологии, необходима помощь со стороны государства».
«Средний оборот отечественных аутсорсинговых фирм составляет $1,5-2 млн. в год, что по западным меркам не хватит даже на проведение рекламной кампании, а соответственно не о каком развитии за рубежом говорить не приходится. Возможно, новый госорган сможет координировать деятельность российских продавцов и лоббировать их интересы», — выразил надежду представитель DRG.
Похожий вывод делает и аналитик ИК «Антанта Капитал» Анна Крылова. «По моему мнению, первоочередная задача в создании данного агентства — это государственная поддержка отечественного IT-сектора на мировой арене, а основная цель — макроэкономическая», — сказала эксперт в интервью ИА «АКС-Реальный сектор».
«Сегодня во главе стратегических приоритетов государства стоит задача максимально возможно заместить российский сырьевой экспорт продукцией высокой переработки. Оглядываясь на опыт Индии и Китая, продукция российского IT-сектора также вполне может занять достойное место и за пределами российской границы. Так как российский IT-сектор, к сожалению, ни по размерам, ни по качеству всё же пока не сравнится с западными гигантами, подобные задачи без господдержки не решить», — считает аналитик Анна Крылова.
Источник: ИА «Росбалт»
|